Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Открывшийся в мае музей Audeum расположен в модном и дорогом районе Каннамгу на юго-востоке Сеула. Его значительная коллекция включает в себя устройства записи и воспроизведения звука начиная с XIX века и до наших дней, а также работы саунд-художников. Спроектированный бюро Кэнго Кумы прямоугольный пятиэтажный объем музея имеет общую площадь в 11 000 м2. Он получил стеклянные фасады и особую оболочку из 20 000 вертикальных алюминиевых трубок. По замыслу архитекторов, решение позволит создать образ пронизанного солнцем леса и приблизит посетителей к природе.
Тонкие блестящие трубки установлены не регулярно, а как будто случайно, как и растут деревья в лесу, поэтому и атмосфера внутри постоянно меняется в зависимости от освещения, которое в свою очередь зависит от погоды и положения солнца в разное время дня и года. Прием в равной степени работает и для внешнего облика, и для пространства вестибюля. Чтобы попасть внутрь, надо спуститься с уровня улицы ко входу по массивной каменной лестнице, для отделки которой использовали грубо обработанный камень. Объемные фактурные блоки примерно на 10 см толще стандартной облицовки и потому вес материала ощущается очень явственно. У входа трубки «расступаются», обнажая остекленный фасад за ними, и можно оценить плотность их слоя. Этот срез напоминает причудливые формы, которые порой принимают акустические панели.
Легкий, пронизанный светом фасад и массивное, тяжеловесное основание образуют контрастное сочетание, но при этом оба демонстрируют твердость и жесткость. Уже подходя к зданию, а затем спускаясь по лестнице и проходя через вестибюль, посетитель плавно перемещается из городской суеты и шума в совершенно иное по своему характеру пространство.
Внутри превалируют теплые, мягкие фактуры, оптимальные для акустического комфорта. Для отделки выставочных залов был выбран особый сорт растущего на Аляске кипариса, древесина которого обладает довольно сильным запахом. Так, вслед за зрением, у посетителей пробуждаются обоняние и осязание, а затем и слух. При этом, как и в работе с фасадными материалами, Кума демонстрирует прежде всего их объем, так что даже деревянные панели напоминают драпировки.
Кульминация темы наступает в аудитории, для отделки которой подобран светлый материал. Его активная пластика буквально продиктовала архитекторам прихотливый объемный рисунок, напоминающий цветок. Про то, как архитектура музея влияет на вкус, к сожалению, ничего не известно, но наверняка здесь откроется кафе? (пока торжественного открытия Audeum не было, он работает только три дня в неделю, по строгой предварительной регистрации и бесплатно).
Кума признается, что его обширный опыт проектирования музеев (можно упомянуть, например, и музей Альбера Кана, и музей Андерсена, и филиал Музея Виктории и Альберта в Данди), в данном случае оказался нерелевантен: Audeum потребовал совершенно иного подхода, так как ориентирован не только и не столько на визуальное, сколько на аудиальное восприятие.