Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.05.2024

Устройство апсид в древнерусских соборах XI века и византийская традиция

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН на 2024 г., тема 1.1.1.1.

До настоящего времени сохранились восточные фасады (на разную высоту и с различным объемом перестроек) у следующих памятников XI столетия: Софийских соборов Киева, Новгорода, Полоцка, собора Спаса Преображения в Чернигове и Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Для всех перечисленных храмов характерны общие композиционные принципы устройства горизонтальных поясов из окон и ниш и деления на прясла стеновой поверхности апсиды. Однако основываясь на общем подходе, в каждом памятнике реализован яркий индивидуальный художественный образ, который формировался за счет различной трактовки деталей, иных пропорциональных соотношений, а также декорации.

Все упомянутые древнерусские соборы XI в. непосредственно связаны с византийской архитектурной традицией, которая именно в этом столетии отличается особой динамикой в стилистике и вариативностью в типологии. Композиционные принципы оформления апсид древнерусских храмов более всего соответствуют архитектурным решениям средневизантийских памятников Константинополя, но находят свои параллели и в зодчестве Фессалоник. Тем не менее, в процессе адаптации архитектурных форм к новым условиям строительства в них появляются и новые черты, не характерные для византийской традиции.

Софийские соборы Киева и Новгорода, Спасский собор в Чернигове и Успенский собор Киево-Печерской Лавры имеют устоявшиеся датировки, время строительства Софийского собора в Полоцке все еще дискуссионно. Представляется, что анализ особенностей архитектурных решений сохранившихся восточных фасадов древнерусских памятников, а также их сопоставление с современными им постройками в византийских архитектурных центрах, может дать дополнительные материалы и для определения даты постройки полоцкого кафедрального храма. И обратно, стилистический анализ апсид древнерусских памятников, созданных с участием византийских мастеров, для которых известны даты их постройки, может быть актуален для решения вопросов датировок византийских храмов.