Возведение терракотовых храмов на территории Бенгалии начинается в XVI в. После долгого строительного затишья, связанного с мусульманским вторжением начала XIII в., здесь постепенно стало возрождаться строительство индуистских храмов не похожих на все то, что было построено до вторжения.
Уже к XVII в. складываются основные типы терракотовой храмовой архитектуры региона, отраженные в основных постройках самого известного храмового города Бенгалии — Бишнупур. А в XVIII в. типология значительно расширяется, и с появлением новых типов появляются новые храмовые центры и города. Таким примером является малоизученный храмовый город Амбика Кална, или больше известный как Кална, находящийся в ареале влияний раджей индуистского княжества Бардхаман.
По составу памятников терракотового искусства этот храмовый город может соперничать с городом Бишнупур в разнообразии типов, собранных на одной территории. Храмовые постройки возводились здесь с сер. XVIII в. по нач. XIX в. и организованы они в два комплекса — комплекс Раджбари и комплекс Наба Кайлаш, находящиеся друг напротив друга.
Храмовое зодчество города Кална представлено как тремя основными и самыми ранними типами — чала (скатный), ратна (башенный) и монча (павильон), так и более поздним — сгруппированным. Причем, храмовый комплекс, являющийся примером сгруппированного типа, демонстрирует одну из поражающих воображение форм группировки — сто восемь храмов, обледенённых в два концентрических круга. А дополняют архитектурную среду города такие редкие типы терракотовых храмов как деул и далан Доклад о малоизученных храмах города Кална, ранее не введенных в отечественный научный оборот, базируется на материалах, собранных в ходе поездки автора на местность.
|