Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.05.2024

Свобода мыслетворчества архитектора Филипа Джонсона

Джонсон до сих пор остается одной из крупнейших фигур американской архитектуры: его работами восхищаются, студенты изучают его проекты, а в резиденцию в Коннектикуте все так же едут туристы. Американский архитектор, критик и, безусловно, человек связей, наиболее известный как популяризатор интернационального стиля, он является одним из самых влиятельных архитекторов, сыгравшим важную роль в определении постмодернистской архитектуры и, по сути, сформировавшим облик современной Америки. Стал первым человеком, удостоенным Притцкеровской премии.

Несмотря на свои увлечения ультраправой политикой в 30-е гг. XX в., Джонсону удалось отречься от своего прошлого и на пути к исключительно успешной карьере оставить его позади. Он работал в столь многообразных и несопоставимых друг с другом стилях, что уложить его творчество в рамки каких-либо определенных направлений невозможно.

Филип Джонсон легко переходил от одного архитектурного движения к другому. Он сотрудничал с Мисом ван дер Роэ при строительстве Сигрем-билдинг, спроектировал знаменитый Стеклянный дом. В 70-е гг. оказался вовлеченным в крупномасштабное коммерческое проектирование небоскребов.

Он экспериментировал со стилями и формами, некоторые из которых были формальными, некоторые причудливыми, а некоторые отражали современную культуру. Ему больше нравился внешний вид модернизма, чем его замысел. Отделение архитектурной формы от содержания изначально было свойственно Джонсону, постоянная изменчивость и чуждая профессионализму всеядность, безусловно связаны с особенностями его биографии, его многослойным образованием филолога и историка. Единственное, что вместе с важностью истории последовательно и неколебимо утверждал сам Джонсон — это статус архитектуры как великого искусства.