Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.05.2024

Роль Анийской архитектурной школы в формировании типа купольного барабана с пучками строенных колонн в Закаридскую эпоху

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00354 (https://rscf.ru/project/22-18-00354/) в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете.

Доклад посвящен вопросу появления в Закаридскую эпоху группы церквей, имеющих на купольных барабанах декор в виде пучков строенных колонн. В армянском зодчестве купольная глава такого типа сформировалась во времена Багратидов в среде памятников Анийской архитектурной школы. В самом конце XII в., после освобождения от сельджуков города Ани и значительных территорий армянских княжеств, в стране происходит новый культурный расцвет, повлекший за собой бурное строительство. В это время вновь проявилась традиционная для армянских архитекторов и заказчиков востребованность в возведении церквей, отсылающих к национальной архитектуре, хранящей в себе память славных дней прошлого. Для анийских правителей Закарянов источником вдохновения стала столичная Анийская школа архитектуры Багратидов. В одном из самых ранних памятников — церкви Сурб Аствацацин Аричаванка, построенной по заказу Закаре и Иване Закарянов, возведен барабан с пучками строенных колонн. Примечательно, что зодчие не стремятся просто копировать главу образца XI в., но по-новому разрабатывают ее убранство в соответствии с тенденциями своего времени: поразительной нарядностью и устремленностью вверх. Резной декор и дополнительные вертикальные членения помещаются между пучками колонн, украшается зигзагообразный карниз и фронтоны на каждой грани барабана. Нет сомнений в том, что высочайший статус заказчиков аричского храма повлиял на принятие нового переосмысленного типа барабана с пучками колонн и его последующее воспроизведение в целой группе церквей.