Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.05.2024

Памятники раннехристианской архитектуры Мезии и Фракии в трудах болгарских исследователей

Раннехристианская архитектура на территориях Мезии и Фракии представлена группой памятников IV–VI вв., отличающейся типологическим разнообразием — эллинистические базилики (№ 4б в Хисаря), базилики со сводчатым перекрытием в различных конфигурациях (Джанавар Тепе, Иваняне, Голямо Белово, Еленская в Пирдопе, Св. София в Софии) и центрические сооружения («Красная церковь» в Перуштице, постройка в Ботево). Большая часть памятников Мезии и Фракии после прихода булгар на Балканы, оказалась на завоеванных ими территориях. Начало изучения архитектуры здесь стало возможно только после освобождения от османского ига и было положено деятельностью РАИК и Ф.И. Успенского, организовывавшего экспедиции в Болгарию (1896) и первые систематические раскопки Плиски и Преслава. Разработанная методология раскопок, публикация научных материалов и обращение внимания к раннехристианским памятникам (Св. Софии) обусловили возрастающий интерес к раннехристианскому строительству в регионе в среде болгарских исследователей.

Ранняя историография (1910–30-х) формировалась под влиянием идеологической программы представления болгарской культуры как берущей истоки на Востоке, что должно было обосновать ее величие. А. Протичем, Б. Филовым региональное своеобразие архитектуры Фракии и Мезии заявляется уже на ранневизантийском этапе, что послужило обоснованием высокой степени развития архитектуры Первого Болгарского царства. Второй этап изучения архитектуры на болгарских территориях (1946–1970-е) характеризуется разработкой новых идеологических концепций на фоне возросшей роли Болгарии как проводника славянской культуры на Балканах и возрождением византинистики в СССР. Н. Мавродинов обозначает роль Фракии как ведущего центра развития византийской архитектуры. К. Миятев, М. Бичев сосредотачиваются на рассмотрении архитектурных форм в поиске аналогий в Константинополе. Далее в историографии ведущая роль принадлежит Н. Чаневой-Дечевской и С. Бояджиеву, продолжившим исследования, опираясь на методы формальной типологической классификации для обоснования региональной самобытности архитектуры на болгарских территориях, в том числе и раннехристианского периода. Только в последнее время в работах А. Чилингирова отмечается критический подход и пересмотр старых позиций в изучении. Анализ историографии показал противоречивость выдвигавшихся гипотез, зачастую не получавших должной аргументации. Наиболее проблемными оказались направления научного поиска, находившиеся в зависимости от идеологических настроек и ограничивших круг рассматриваемых памятников территориями Болгарии. Дальнейшее изучение раннехристианских памятников Мезии и Фракии может быть перспективным в контексте истории развития позднеримской и раннехристианской архитектуры соседних регионов.