Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.05.2024

Формирование новой национальной идентичности в Японии эпохи Мэйдзи: первое поколение японских архитекторов

Японские архитекторы в период Мэйдзи (1868–1912) не только учились в процессе работы у западных специалистов, но и отправлялись получать образование в Европу (прежде всего, в Великобританию), где знакомились с традициями европейской архитектуры и, возвращаясь, создавали свои произведения уже на основе западных образцов. Молодых японских зодчих, учеников Дж. Кондера, называют первым поколением японских архитекторов. Они не только получили известность и крупные заказы у себя на родине, но и определили «лицо» японской архитектуры на последующие десятилетия. Творчество таких архитекторов, как К.Тацуно, Т.Катаяма, Т.Сонэ, C.Сатати и К.Симода привело к появлению нового стиля — гиёфу (что дословно переводится как «псевдоевропейский»). В период Мэйдзи появляются новые типы архитектуры, ведущую роль среди которых начинают играть Общественные залы (кокайдо), строящиеся по всей Японии.

К концу периода Мэйдзи, по мнению многих европейских исследователей, Япония заняла место на международной арене и стала полноправным участником международного архитектурного процесса. Такой успех страны объяснялся последовательной программой правительства в отношении западного архитектурного обучения собственных специалистов и привлечении иностранных экспертов в архитектуре и инженерном деле. Кроме того, для образовательной системы Японии в сфере архитектуры эти новшества произвели настоящий революционный переворот — она заменила старую традицию передачи умений от учителя-строителя или плотника к ученику. Представители первого поколения японских архитекторов, получивших образование в Европе, стали лидерами общества Мэйдзи. Они обсуждали направления развития японской архитектуры, необходимые для того, чтобы новейшая архитектура страны вышла на один уровень с ведущими европейскими державами и воспринималась мировым сообществом как современная. Но самое главное, они были убеждены, что новейшая архитектура Японии должна обладать присущим ей национальным своеобразием, т.е., по сути, это поколение японских зодчих создавало новую идентичность японской архитектуры.