В докладе приводятся результаты анализа средоустройства исторических городов Воеводины (Вршац, Зренянин, Нови Сад, Панчево, Сомбор, Сремска-Митровица, Сремски Карловци, Суботица) и Земуна (старый город в составе современного Белграда).
Выявлен ряд характерных архитектурно-пространственных паттернов, в совокупности формирующих самобытную среду этих городов бывшей Австро-Венгрии:
1) «дисперсный» фронт улицы: дома типа «войводжанка» с разрывами между ними («дома вдоль борозды»); коньки крыш перпендикулярны улице;
2) реликты «дисперсного» фронта: дома с главным фасадом, увенчанным Dutch gable (голландским фронтоном);
3) «сплошной» фронт: неразрывная зданиями со скатом крыши на улицу;
4) реликты первичных фрагментов «сплошного» фронта: одноэтажные домики, зажатые более высокими поздними соседями — «вернакулярные малыши»;
5) «каталожные» дома — блоки подобных друг другу репликативных зданий, построенных с использованием каталогов архитектурных форм, альбомов «образцовых» проектов и т.д. Как правило, имеют разных хозяев, по-разному выглядят (покраска, степень состаренности / отремонтированности); членения и детали фасадов обладают при этом признаками повторности базовых элементов;
6) «живые фронты» — ряды примыкающих друг к другу, часто контрастных по стилю / оформлению / высоте и разновременных домов, составляющих своего рода «непреднамеренные» вернакулярные ансамбли;
7) узкие дворики с галереями по второму этажу, перпендикулярные главным улицам;
8) характерные детали: угловые эркеры-балконы («кибицфенстерны»), «оконные» микро-эркеры, деревянные ворота с накладным декором, входные двери с коваными решетками в остекленных проемах и др.;
9) «курьезные» детали (термин Г.К. Лукомского): проявления рукодельности, свободной творческой воли мастеров (местные интерпретации «высокого»).
Утверждается, что большая часть застройки возникла здесь без прямого участия профессиональных архитекторов и может быть отнесена к архитектурному вернакуляру высокого («мастерского») уровня.
|