В докладе речь пойдет об основных памятниках джайнской пещерной архитектуры на территории Индии, находящихся в штатах Махараштра, Карнатака, Тамил-Наду. Это одни из наименее исследованных памятников индийской архитектуры, многие из которых не получили никакого освещения в отечественной литературе. Однако джайнская архитектурная традиция пещерного зодчества имеет длительную историю — с III в. до н. э. до Х в., когда скальное зодчество в Индии практически угасло. В пещерной архитектуре в полной мере нашла отражение основополагающая идея джайнизма о строгой аскезе. В скалах высекались монастыри, в которых можно увидеть интересные элементы — кровати для салекханы — добровольного ухода из мира. Здесь же монахи совершали суровую подвижническую аскезу кайотсарга — стояние в течение длительного времени. В этом виде и изображены многие джайнские учителя — тиртханкары в иконографической программе пещерных святилищ. Джайнские святилища сохранили как скульптуру, так и живопись в своем декоре.
Архитектура стилистически близка буддийским и индуистским скальным храмам, часто практически копируя ее, создаваемая одними мастерами, однако имеет свои особенности — планировочные решения и декоративную программу.
В докладе будет сделан акцент на пещерном комплексе в Эллоре, штат Махараштра, где находится самый обширный ансамбль джайнских храмов, опоясывающий собою северный хребет отрога Западных Гхат, также будут рассмотрены монастырские ансамбли Тамилнаду — Ситтанавасал, Кулугумалаи и Пуддукоттаи и Кералы в Бадами.
|