Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.05.2024

Архитектура жилых домов Кёнигсберга: материалы для виртуальной реконструкции Длинной улицы Старого города (XIII — начало XIX века)

Исследование выполнено И. В. Белинцевой в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН на 2024 г., тема 1.1.2.4.

Накануне празднования 300-летнего юбилея философа Иммануила Канта (1724–1804) было проведено изучение письменных и изобразительных источников, относящихся к ныне не существующей застройке главной улицы родного города «прусского мудреца» — Длинной улицы (Лангштрассе) Старого города Кёнигсберга (совр. Московский проспект Калининграда, РФ) и соседних переулков. Целью иконографического исследования было описание и воссоздание виртуальной исторической среды центральной части поселения, по которой ходил И. Кант, и формирование экскурсионного маршрута по исчезнувшему старинному городу. Жилые дома Старого города (Альтштадта) начали строиться в конце в конце XIII в. Планировка города следовала правилам, установленным Орденом и воспроизводила античный гипподамов план, сохранявшийся здесь вплоть до 1945 г. Тесно поставленные, высотой в 3-4 этажа дома были обращены к красной линии улицы узкими фасадами, простирались глубь застройки и имели стандартную планировку каждого яруса. Внешний облик построек менялся в соответствии с архитектурной модой — ветхие фахверковые дома заменяли на более репрезентативные, акцентировали маньеристические и барочные входные порталы, увеличивали размеры оконных проемов, изменяли форму наличников, абрис завершающих здание щипцов. Архитектурно-художественные и скульптурные элементы наделялись аллегорическими смыслами и требуют особого прочтения. К числу наиболее привлекательных зданий, облик которых сложился в XVII в. и оставался долгое время неизменным, относился дом друга И. Канта — книгоиздателя И.Я. Кантера на Длинной улице Старого города (1630), а также некоторые жилые постройки на прилегающих улицах. В XVIII — начале XIX в. в оформление фасадов домов зажиточных горожан были привнесены элементы рококо, классицизма и других стилей, менялась цветовая гамма фронта уличной застройки. Созданные на основе иконографических и других материалов 3D модели служат для знакомства с городом И. Канта, называемого в литературе «Северной Атлантидой».