Статья направлена на осмысление явления Русского Авангарда, на поиск его истоков и выявление особого авангардного способа воспроизводства и трансляции его идей, образов и смыслов в культуре. Разбирается ситуация отрицания мастерами авангарда традиционных пространственных построений, самого способа подражания канону, принятому в академических школах. Выясняется, что отказ от следования, очищение от структур и контекстов прошлого является неполным. Включаются механизмы памяти: забывания, а затем припоминания и представления материала в сжатом, снятом и упрощённом до схем, концептов виде. Из актуальной ситуации творцы выводят первоэлементы: перво-звуки, элементы азбуки (В. Хлебников) или простые геометрические формы (К.С. Мельников). «Плодотворная негация» уравнивает, переводит в один оперативный план образы и смыслы, целые контексты прошлого. Они делаются доступными и служат гетерогенной питательной средой, откуда художники заимствуют свои принципы построения или «семена-идеи», а затем они переносятся, «эмигрируют», могут быть впоследствии привиты и произрасти на новой культурной почве. В самом «уничтожающем отрицании» авангарда содержится призыв к их восстановлению к новой жизни. Оно структурно подобно традиционному «проективному ритуалу», принятому в русской деревне, связанному с символикой весны, возрождением природы, магическим действием, направленным на получение урожая. Введён концепт «перекати-поле», показывающий, как совершаются отрывы от традиционных основ, транс-временные переносы «семян-идей», фрагментов разных контекстов и схем пространственного устройства (без прямого наследования) и их последующее укоренение на иной культурной почве, характерные для авангардного способа воспроизводства.
|