Архитектура и градостроительство крупных национально-культурных регионов, входивших в состав Российской империи, до сих пор недостаточно изучены. Если традиционному зодчеству на территории Туркестанского генерал-губернаторства (1867 г., с 1873 г. — Туркестанский край), а затем советских среднеазиатских республик уделялось большое внимание, то архитектурно-градостроительная деятельность в этом регионе русских архитекторов, военных и гражданских инженеров оставалась в забвении, а ее материальные следы исчезали. Первая работа по этой тематике стала возможна лишь в перестроечное время (В.А. Нильсен, 1988). В последние десятилетия интерес к архитектуре Туркестанского края заметно возрос, в основном, среди местных историков и краеведов.
В ходе территориального расширения Туркестанского края, присоединения к нему новых областей, постепенно сформировался тип так называемые городов-двойников, когда рядом с древними среднеазиатскими городами стали формироваться европейские города, строившиеся по регулярной системе русскими военными инженерами. Европейские части таких городов, как правило, имели радиально-лучевую планировку, обращенную открытым веером в сторону старого города, с главной улицей, ведущей наикратчайшим путем в центр азиатской части. Однако постепенно на облик новых городов стали влиять не только военно-стратегические соображения, но и необходимость приспособления к местному климату. Это повлияло, в частности, на особенности планировки жилищ, характер озеленения и обводнения улиц. Города, возникавшие в ареалах обитания кочевого населения, также могли отличаться двуструктурностью, как, например Асгабад (Ашхабад) — часть планировки имела радиально-лучевую структуру, направленную в сторону одноименного крупного кочевого аула, впоследствии исчезнувшего, а другая часть – прямоугольную, повторявшую направление Закаспийской железной дороги.
Российская администрация не делала попыток разрушить сложившуюся структуру азиатских городов и бытовой уклад местного населения, идя по пути постепенных улучшений, строя больницы и просветительские учреждения. После революции вопрос коренного преобразования городов Средней Азии становился все более насущным, прежде всего по идеологическим соображениям. Территория Туркестанского края была преобразована в Туркестанскую АССР в составе России (1918–1924), которая затем распалась на несколько национальных республик, что потребовало строительства новых столичных центров. Известный ученый, исследователь среднеазиатского зодчества проф. Л.Н. Воронин предупреждал об опасных архитектурно-градостроительных последствиях резкой смены традиционной системы застройки старых городов, коренных преобразований в планировке «городов-двойников», но не был услышан.
|