В казахских мавзолеях XIX — начала XX в., подавляющее большинство которых возводилось из сырцового кирпича, дерево применялось весьма ограниченно. Это были перемычки над входными и «оконными» проемами, жердевые накаты или жердочки, радиально заделанные в кладку купола и даже небольшие шатры из жердей, в верхней части купола, скрытые кирпичной кладкой (Туркпен-ата и др.).
В районах, примыкающих к Южному Алтаю (хребет Тарбагатай, окрестности озера Зайсан, долина Черного Иртыша), роль деревянных элементов увеличивается, широко распространены даже полностью деревянные мавзолеи в виде своего рода ротонд (напоминают беседку, напр., мавзолеи Апрым, Жантекей и др.). В алтайских же предгорьях на берегах озера Маркаколь основным типом купольного сооружения становятся многогранные постройки из уложенных венцами бревен (Мурзабай, Кулеке-сай, Асау-кемпыр и др.).
Истоки таких полностью деревянных мавзолеев видятся не только во влияниях, связанных с российскими переселенцами, которым хорошо были известны приемы деревянного строительства, но в этом аспекте необходимо обратить внимание и на значительно более древние примеры. В обширном регионе, включавшем Алтай, Южный Урал, Семиречье еще с эпохи бронзы дерево активно использовалось в погребальных сооружениях — уже андроновские плотники умели скреплять сруб различными способами — «в обло», «в лапу», «в перевязку» и т.д. (Е.Е. Кузьмина). Традиция таких построек развивалась и в скифо-сакское время (напр., пазырыкская культура), причем, и в непосредственной близости от маркакольских мавзолеев (плато Укок, Чиликтинская долина). Широко известны и жилые постройки тюрко-монгольских народов Алтая в виде многогранных срубов, форма которых весьма близка к рассматриваемым срубным мавзолеям. При этом, на наш взгляд, не столько само жилище повлияло на форму мавзолея, сколько необходимость возведения купольного мусульманского мавзолея обусловила поиск нужной структуры. Не найдя ее в насыпях курганов — обычных спутниках приалтайского ландшафта, народные мастера обратились к купольной объемно-пространственной структуре местного бревенчатого жилища, которое, быть может, возводилось с древности (курган 1 на некрополе Ак-Алаха 1, плато Укок) вплоть до ХХ в.
Знаменитый русский и советский археолог С. И. Руденко отмечал, что «самобытная и по-своему яркая древняя культура населения Горного Алтая не исчезла бесследно. Она, так или иначе, вошла в основу дальнейшего культурного развития скотоводческих племен и народностей Южной Сибири, и в первую очередь алтайцев, киргизов и казахов». Подтверждением этому, очевидно, являются деревянные казахские мавзолеи Южного Алтая.
|