Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.10.2023

Армянские храмы юга России и их значение в истории архитектуры и современном градостроительном контексте

Исследование выполнено в рамках темы «Искусство центров армянской диаспоры: Храмы Нахичевана и донских армянских сел конца XVIII — начала ХХ века. Архитектурные идеи и образы» по гранту РЦНИ (РФФИ), 20-512-05006 Арм_а.
 
С последней четверти XVIII и начале XIX в. начал меняться культурный ландшафт юга России благодаря масштабно развернувшейся градостроительной деятельности на обретенных империей пространствах. В числе основанных в то время городов на юге России были и армянские — Нахичеван на берегу Дона (осн. в 1779 г.), Григориополь в Бессарабии (осн. в 1792 г.), Армавир на Кубани (осн. в 1839 г.), и перестраивавшиеся армянские кварталы русских городов. Классицизм и созданная на его основе эклектика определили планировку и облик их застройки, а также образы доминант, которыми, как и в Средние века, являлись храмы. В исследовании рассматривается архитектура армянских церквей как этого времени, так и второй половины XIX и начала XX в., когда наряду с затянувшимся предпочтением к классическим образам присутствует поиск нового национального стиля. Последняя тенденция восходит к академической традиции, культивировавшей в рамках византийского «стиля» (армянский/армяно-грузинский/армяно-византийский стиль). Отдельное внимание уделено сельским церквям донских армян, которые, в отличии от большинства городских храмов, сохранились. Их роль в застройке этих сел очевидна, тогда как безусловно важная роль городских церквей в застройке Нахичевани (Ростов-на-Дону) или Астрахани можно только представить в реконструкциях. Различные варианты присутствия армянских храмов в городской среде представлены сохранившимися церквями Армавира, Владикавказа и Дербента. Картину дополняют близкие образцы русских церквей в армяно-византийском «стиле» в Темир-Шуре и других местах. В целом, совокупность церквей юга России представляет сочетание русских храмов как в русском (классицистическом), так и в армянском стилях, и армянских храмов в тех же стилях. Все это можно расценивать в качестве уникального опыта взаимного сближения на уровне обмена визуальными образами в лице доминант застройки городов, сел и усадеб.