Коммуникация архитектора и его адресата (пользователя среды) посредством архитектурных произведений, пространственных практик, программ и манифестов затруднена наличием разрыва в культурной традиции восприятия архитектурного искусства. С особой силой это проявляется при растущем многообразии персональных подходов, технологических, социальных, экологических и эстетических поворотов. Однако данную проблему, кризис коммуникации, будет неверно считать «бедой» или однозначным упадком зодчества, равно как и крахом культуры. Автономность архитектуры или отдельных ее представителей, рождение пограничных творческих инициатив, альтернативных течений, а также индивидуальный выбор «зрителя» этого «спектакля», побуждают к развитию новых типов профессионального мышления и особых режимов прочтения снаружи профессии. Для сегодняшней цивилизации характерно сосуществование замкнутых и открытых систем, «личных» стилей и сложных «гибридов» на стыке полярных эстетических платформ, функций, социальных программ и технологий. Попробуем сориентироваться в многомерном настоящем и заглянуть в будущее, собрать в едином поле новые мысли, языки, формы, обнаружить константы, которые позволят произойти продуктивной встрече разного. В качестве рабочей гипотезы новой целостности, сохраняющей индивидуальное начало, предлагаются два пути: система устойчивых ориентиров на основе интеграции в междисциплинарные области и потенциал «стыковочной» архитектурно-художественной среды на пересечении интересов архитектора, дизайнера, художника и пользователя.
|