Китайский театр имеет древнюю историю. Его архитектура развивалась вместе с развитием театрального искусства и усложнения сценографии. В целом можно выделить три главных типа архитектурных зданий китайского традиционного театра. Наиболее простой и распространенный тип – это была отдельно стоящая сцена с богато декорированной черепичной крышей над ней. Второй более развитый тип – это тип народного театра, пользовавшийся большой популярностью в среде торговцев и рядовых горожан. Третий тип – это крупные театральные здания, которые могли позволить себе только представители высшей знати, как правило из императорского дома. В современном Китае интерес к театральной традиции остается неизменно высоким. В связи с этим в XXI веке появляется все больше новых проектов театров китайской оперы. На протяжении ХХ века в Китае театр и его сценография во многом приспособились к формату сцен европейского образца, поэтому в новых проектах сценическая коробка обычно не отличается от принятой на Западе, а связь с традицией выражается через объемно-пространственное решение фасадов и оформление интерьеров. Ряд проектов следует появившимся еще в середине ХХ века приемам адаптации форм императорской архитектуры к современности, впервые теоретически осмысленным еще Лян Сычэном в начале 1950-х годов. Ряд проектов творчески интерпретирует формы национальных инструментов и отражает ритмику китайского представления и его яркий колорит. Отдельные проекты вдохновлены традиционным оформлением некоторых танцевальных номеров. Иными словами, пока что не выработано единых подходов к образной составляющей архитектуры китайского театра, а связь с традицией носит в основном формальный характер.
|