Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.09.2023

А.В. Кафтанов. Международные архитектурные конкурсы: поиски «современности» в XXI веке

Крупные и значимые архитектурные конкурсы второй половины 20-ого века проводились под эгидой Международного союза архитекторов (МСА), образованного в 1948 году,по правилам ЮНЕСКО, утвержденных в 1956 году. В эти десятилетия превалировали конкурсы на «объект»- на знаковые здания-символы современных им этапов развития архитектурной профессии. От здания Оперы в Сиднее 1950-х годов до Арки Дефанса в Париже 1980-х.
Уже в 1990-е годы конкурсное проектирование активно входят в ткань исторических городов, и появляется тема диалогов «нового со старым». И тогда начинается осмысление целей и задач архитектуры в ХХI веке сквозь призму новой этики архитектурной профессии –работы в уже застроенном окружении. Акценты в конкурсах переносятся на «идеи», на поиски новой «современности» в новом веке. Сценарии конкурсов МСА уточняются и меняются после Всемирного Конгресса МСА в Берлине в 2002 году. Его тема «Ресурсы архитектуры ХХI века», а итоговый документ- «Белая книга архитектуры – пособие для архитектора, работающего в застроенном окружении». Среди приоритетов - уникальный фактор места и окружения, созданного предшествующими поколениями, доминирование ценностей естественной природы, новое понимание масштаба. В основе лежат принятые ООН и ЮНЕСКО цели «устойчивого развития» планеты, общества и культуры, задачи сохранения и приумножения комфортной эстетически развитой среды обитания. Появляется заказ на другую, «не демиургическую» архитектуру, на обретение иных методов архитектурно-градостроительных поисков, в которых «этика» доминирует над «эстетикой».
В последние два десятилетия под эгидой ЮНЕСКО-МСА прошло более 100 крупных международных конкурсов, от поисков нестандартных решений в инфраструктурных проектах (мост через Берингов пролив), до романтических футурологических идей завтрашнего дня (случайный Город, Зеленая стена). Объектами конкурсного проектирования все больше становятся рядовые фрагменты городских территорий, ландшафты и парки, наследие эпохи модернизма и мобильные и временные объекты. Произошло соединение конкурсов на «объект» и на «идею», когда реальные проекты становятся состязанием нестандартных решений. В этих конкурсах, как в творческих лабораториях оттачивается понимание новой «современности» в архитектуре, через многообразие реализаций социально значимых общественных приоритетов, бесспорно доминирующих над ещё недавними поисками новаций в формообразовании.