В конце XX – начале XXI вв. в Японии происходит значительное расширение функций музеев и пересмотр общепринятой, традиционной, концепции музея, существовавшей ранее. С одной стороны, это следование общемировым тенденциям в этой области. С другой стороны – это яркое проявление особенностей культуры в восприятии новой роли и сущности музеев, продиктованных современностью. Поиски новых видов и содержания современного музейного пространства привели японских архитекторов к ряду ярких экспериментов, среди которых особое место занимают музеи без здания – т.е. архитектор создает музейное пространство под открытым небом, интегрируя произведения искусства в природный ландшафт. Интересно, что при существующем в Японии «буме» музейной архитектуры, начавшемся еще в конце ХХ века и проявившем себя, в том числе, в создании музеев без коллекций (когда именно архитектура становится главной художественной ценностью и экспонатом современных музеев), поиски новых средств художественной выразительности привели японских мастеров к созданию музеев без архитектуры – ландшафтных музеев, в которых проявляется единение традиционных ценностей культуры и новейших смелых экспериментов.
|