Согласно классификации французского теоретика архитектуры и градостроительства Франсуазы Шоэ в первой половине ХХ века происходило последовательное развитие концепций городов-утопий по двум направлениям: прогрессистскому и культуралистскому. В связи с мировым научно-техническим прогрессом к 1950-м–1960-м годам прогрессистское направление утопических городов получило большее развитие – примерами являются проекты архитекторов Кэндзо Тангэ, Поля Меймона и др. По версии Франсуазы Шоэ, изложенной в книге «Градостроительство, утопии и реальность: Антология», в середине ХХ века идеи концептуальных городов всё больше стремились к реализации и переставали существовать исключительно в виде невоплотимых архитектурных замыслов. Эту тенденцию в 1960-х годах поддержало направление параллельных городов, которое развивалось сначала в зарубежной, а затем и в советской теории градостроительства при поддержке архитектурных периодических изданий, таких как журнал «Современная архитектура» (L'Architecture d'Aujourd'hui). Первоначально имевшие характер архитектурного манифеста, эти концептуальные города в результате получали фрагментарное воплощение в реальности. В докладе параллельные города рассматриваются в контексте эволюции градостроительных утопий, описанной Франсуазой Шоэ в 1965 году, как продолжение прогрессистского направления городов-утопий.
|