Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.02.2023

Современная архитектура России и КНР: опыт и перспективы творческого взаимодействия

В середине ХХ века в архитектуре Китая и СССР начался период тесного сотрудничества. После объявленного в 1953 году Мао Цзэдуном перехода к социализму Советский Союз мобилизовал в помощь КНР большое количество человеческих и материальных ресурсов для разработки дальнейшего планирования, назначения объектов приоритетного строительства, передачи специальных знаний, совместной подготовки профессиональных кадров. В этот период Китай взял курс на «одностороннюю» линию обучения у СССР, что было декларировано как политическая задача коммунистического Китая.

Ведущие архитекторы Китая ставили перед собой непростую задачу выработки нового национального стиля. Однако архитектура того периода была во многом подчинена государственной политике, поэтому на формирование нового национального стиля значительное влияние оказывал и принятый на политическом уровне стиль ампир. Пятидесятые и начало 60-х годов донесли до нас множество примеров китайских построек, возведенных под влиянием архитектуры СССР. Но к середине 60-х годов в силу политических причин влияние архитектуры Советского Союза на КНР практически прекращается.

С начала 80-х годов Китай  провозгласил новую политику, и принял курс на модернизацию страны. Тогда же в архитектуре возобновляется поиски национального своеобразия, которые со временем становятся все более систематизированными. Если в конце ХХ века соединение традиционных и современных черт в архитектуре было во многом формальным, традиционные формы копировались и механически внедрялись в современные объекты, то в XXI веке соединение традиции и современности стало более органичным. Традиции входят не только в проекты малоэтажных жилых построек и в проекты реконструкции городской среды, но также затрагивают целый ряд знаковых общественных сооружений, таких как музейные, гостиничные и торговые комплексы.

В то же время в российской архитектуре достаточно мало примеров построек, воплощающих в себе национальное своеобразие. В отличие от Китая в России до сих пор не выработано единой политики по воплощению исторической памяти и сохранению традиций в современной архитектуре. Современные постройки, как правило, следуют общемировым глобалистским тенденциям, которые по своей сути противоположны поискам национальной идентичности. И теперь Китай с его богатым опытом переосмысления традиционного наследия и создания новой национальной архитектуры может стать ориентиром для российских архитекторов, нацеленных на выражение национального своеобразия в отечественной архитектуре.