Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.02.2023

Развитие представлений об архитектурной тектонике с середины ХХ века до начала ХХI столетия

Тектоника – согласно современным представлениям – относится к одному из самых молодых категорий архитектурной композиции, введенной в середине  еще  Х1Х века и относимой к архитектурной деятельности,  удовлетворяющей потребности  человека,  как  в физическом, так и в духовном отношении.  Но если на ранних стадиях представления о тектонике основывались на характерных чертах морфологии сооружения и  художественных  аспектах архитектуры  раздельно, то в последующем это понятие в большей степени связывается с художественной проблематикой. Т.е. в обычном плане Тектонику связывают с представлениями о качестве формы, согласованности с внутренними закономерностями строения сооружения и воплощении  его в материале.

Представляет интерес трактовка понятия «тектоника сооружения» в работе профессора А.В. Кузнецова (Москва), отраженная в книге «Тектоника и конструкция центрических зданий» (М., 1951), где на богатом историческом материале от Древней Греции до эпохи Возрождения, автором демонстрируются различные структуры многочисленных культовых сооружений с прорисовок их форм. При этом, в текстовой части книги раскрываются в основном конструктивные особенности построек, не выявляя достоинств тектонического характера. 

В другой книге (проф. Тиц в соавторстве с Е.В. Воробьевой, 1986 г.), – «Пластический язык архитектуры», - на анализе построек двух тысячелетий раскрывается пластика различных архитектурных форм, в которой встречаются редкие пояснения относительно проявления их тектоники. О чем свидетельствуют перечисленные издания? Прежде всего, о том, что понятие тектоника в архитектуре находится еще только на начальной стадии  формирования и требует дальнейшей разработки.

Определенным сдвиг в рассматриваемом представлении наметился уже в статье Ю.П. Волчка под названием «Тектоническое мышление и научно-технический прогресс (понятия «стройка» и «монтаж» в современной культуре», 1987 г.), в которой развиваются идеи взаимодействия проблемы творческого метода с вопросами тектонического мышления.
В конечном счете, следовало бы подчеркнуть, что у подлинной архитектуры имеется «свой особый, лишь ей присущий язык», а в основе этого языка «лежит ТЕКТОНИКА» (И.А. Азизян, 2001).