Само по себе высотное здание в определенный момент времени было синонимом понятия «современный». По мере развития этой типологии происходила последовательная смена образа «современного» небоскреба. Изменение господствующей эстетики в представлении эталонного высотного сооружения как квинтэссенции художественных, технологических и инженерных достижений каждого нового периода в развитии архитектуры ХХ-XXI веков неизбежно меняла наше восприятие типичных атрибутов «современности» таких сооружений. От утонченных, но весьма «материальных» форм американских небоскребов первой половины прошлого столетия, показывавших переосмысление традиционной архитектуры в невиданных ранее масштабах, выкристаллизовался образ «современного» и актуального для своего времени небоскреба ар-деко. В 1950х-1960х образ «современного» небоскреба – непременно лаконичная стеклянная архитектура Миса ван дер Роэ и всевозможные ее вариации в рамках «интернационального стиля».
В нулевые и 2010-е истинно «современный» небоскреб -это разнообразие сценариев эксплуатации и функционирования высотной объемно-пространственной формы: и башня-эко-ферма, и генератор энергии, и фабрика по вторичной очистке воды, воздуха и т.д. То есть важнейшими атрибутами «современности» высотного здания нового века становятся не его собственно высотные параметры или особенности формы сооружения, а характеристики его полезности, точнее адаптивности, экологичности и «безвредности» для окружения в городе. Очевидно, что в разные моменты времени понимание критериев для определения «современности» высотного сооружения очень отличаются один от другого. Все это наглядно демонстрирует, что разговор о возможности формулирования некоторого универсального набора критериев «современности» высотного сооружения в рамках отечественной архитектуроведческой парадигмы все еще актуален и требует более детального и внимательного изучения.
|