В теоретическом наследии Ю.П. Волчка важное место занимает исследование вопросов тектоники в архитектуре при помощи методов тектологии – «всеобщей организационной науки» А.А. Богданова. Одним из основных тектологических принципов является «сопряжение», которому в теории тектоники К. Беттихера соответствует понятие «юнктура» –сопряжение, взаимосвязь художественной формы как с идеей, так и с ее структурным воплощением. Органическое сопряжение этих трех начал составляет основу тектонического строения архитектурной формы.
В публикациях Ю.П. Волчка 70-80-х гг. прослеживается эволюция его трактовки этого вопроса от констатации параллелизма сопряжения с юнктурой к их синтезу в общем принципе узла. Архитектурная форма становится единым узлом, сопрягающим множество разнородных понятий – функциональных, технологических и художественных. При этом Ю.П. Волчок отмечал и самостоятельное значение теории сопряжения («теория узла») в математике и других науках.
Таким образом, Ю.П. Волчок фактически отождествляет принцип узла с наиболее фундаментальной задачей архитектурной композиции – достижения гармонического единства произведения архитектуры. Принцип узла сегодня активно проявляется в отдельных подсистемах архитектуры: функциональной, конструктивно-технологической и художественно-образной.
|