Проблемы самоидентичности нации и русской культуры настоящего времени во всем ее национальном многообразии и несколько уже, русского этноса, уходят в ХХ столетие и далее вглубь веков. Острота вопроса проявляется в архитектурном «тексте» на волнах модернизаций, где за научно-техническими и экономическими преобразованиями теряются рамки «самости», «русскости» в контексте глубокой поликультурности, и возникает движение «снизу» по поиску ее новых границ.
В 1960-е в противовес индустриализации и унификации продолжается движение к проявлению и переосмыслению национальных черт, которое было начато еще в сталинское время.
После 1991 вопросы идентичности в архитектуре прежде всего вне поля храмостроения проявляются к 2000-м как ответ на полное «растворение» отечественной культуры в «общих» безликих псевдомодернистских и псевдопостмодернистских движениях. Деятельность в данном направлении крайне разнонаправленная, и при этом крайне локализована среди ряда персоналий. До сих пор этот процесс «снизу» имеет практически андеграундный характер, что, с одной стороны, его самоочищает, а, с другой, нет каких-либо значительных практических результатов в масштабах страны и тем более в контексте объявленной реновации агломераций, в то время как существует реальная необходимость в поиске подходов к формированию среды жизнедеятельности в целом, но методом глубокой фрагментации и локализации образных рядов, что и в конечном итоге сложит то самое искомое уникальное целое. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований РААСН и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на 2022 год
|