Вторая половина 1950-х годов- период наиболее радикального изменения направленности советской архитектуры, стремительное движение к поискам «современности» в контексте культуры послесталинской «оттепели» и приподнимающегося «железного занавеса», отделявшего отечественную архитектурно-градостроительную практику от общемировых тенденций послевоенного десятилетия.
Состоявшийся в Москве летом 1958 года Конгресс Международного Союза архитекторов, посвящённый теме «Послевоенное восстановление городов» стал этапным событием для собравшихся ведущих архитекторов-модернистов из 28 стран. Именно здесь были выработаны параметры уважительного взаимоотношения «старого» (исторического) города с Городом «Новым», современным, созданным индустриальными методами, который, располагаясь вокруг исторического ядра и не затрагивая его, был призван раскрывать понятие «современность» в многообразиях архитектурных диалогов между прошлым, настоящим и будущим.
По мнению участников Конгресса, СССР, как страна с огромными общественными индустриальными и территориальными ресурсами, с социально-значимыми политическими приоритетами могла и должна была стать лидирующей мировой площадкой для грандиозных архитектурно-градостроительных экспериментов.
Международный Конгресс в Москве придал мощный импульс развитию советского модернизма, который стремительно занял одно из лидирующих мест в общемировых практиках 1960-х, начала 1970-х годов, оказав большое влияние на архитектуру второй половины 20-века.
И сегодня, когда в 21 веке доминируют идеи неомодернизма, наследие того, первого, социально-значимого романтического периода могут стать важнейшим ресурсом в поисках на новом этапе новой «современности». Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований РААСН и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на 2022 год
|