В городе XXI века присутствие ярких цветовых контрастов стало привычным и обыденным явлением. Перенасыщенность городского пространства цветовыми и световыми акцентами отражает повышенную потребность современного общества в перманентном развлечении, достигаемом через расцвечивание традиционно монохромных элементов застройки. В российской практике эта общемировая тенденция воспринимается достаточно органично, поскольку апеллирует к укоренившейся традиции присутствия монументальных художественных панно в советской архитектуре 1960х-1980х годов. Тем самым, спонтанно сформировавшиеся в последние два десятилетия жанры и приемы присутствия монументального изобразительного искусства в сложившейся и новой застройке российских городов продолжают линию синтеза искусств и архитектуры позднего советского модернизма. В рамках этой традиции вполне знакомыми воспринимаются патриотические и агитационные муралы, просветительские исторические коллажи и исторические портреты. Более абстрактные и фантастические сюжеты воспринимаются скорее как отражение практик западного стрит-арта, хотя иногда вдохновлены и даже содержат прямые цитаты из отечественной абстрактной живописи начала ХХ века и т.д. Мурализм как заметное художественное явление в фигурирует в архитектуре нового века и как элемент художественного благоустройства, и как отдельные примеры комплексного художественного решения открытых общественных пространств, и в качестве части дизайнерских ландшафтных композиций, и как навигационные ориентиры в типовой жилой застройке. Доклад посвящен анализу наиболее интересных и показательных примеров использования муралов в современной отечественной практике оформления городского пространства. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований РААСН и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на 2022 год
|