Исследование выполнено по Плану фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 г., тема № 1.1.1.1. Нам следует понять историко-архитектурное, теологическое и теменологическое значение минарета, который несет на себе письмена упомянутой суры. Для этого мы предпримем розыски в области ближневосточной мариологии, архитектурных открытий, а также теологических заострений, которые могли бы пролить свет на причины появления суры «Марьям» на минарете Джам.
Напомним, что присутствие названной суры в Коране отлично от Евангелий, где этой важнейшей для христианства темы нет. Эта тема возникает в апокрифах со II в. (см. Протоевангелие Иакова). О связи апокрифической и коранической версии о Марьям посвящено много исследований, к некоторым из которых мы и обращаемся.
Довольно ранним и весьма примечательным свидетельством архитектурно-теменологического образа связанного с Марьям, является ныне разрушенная "Седалищная церковь" (Кафизма или Kathisma) 470 г. в нескольких километрах от Иерусалима, где на пути в Вифлеем Мария присела на время на камень, из-под которого истекал источник воды. Как оказалось, позднее христиане построили церковь, в центре которой был утвержден «седалищный» камень (Kathisma). Уже в мусульманское время при раскопках этой церкви удалось обнаружить и михраб — церковь делилась между христианами и мусульманами, что являлось распространенным явлением в первые столетия исламской экспансии. Иконографическим изводом для нас явится форма «Седалищного храма» (Kathisma) 470 г. между Иерусалимом и Вифлеемом. Напомним, октогональная форма, видимо, является нумерологической константой архитектурного образа Марии / Марьям. Именно с этих позиций мы обращаем внимание на цоколь минарета Джам — он октогональный. Мы не можем указать с точностью на трансцедентальный коранический текст, который бы существовал за пределами чувственного опыта мог в этом случае послужить реальным источником для этого отражения. Мы его не знаем.
Коран в своей трансцендентальной сущности, согласно традиции, ниспослан посредством божественного откровения в душу пророка Мухаммада. После смерти пророка была предпринята попытка кодификации Корана, которая состоялась при халифе Усмане (Коран Усмана). Отражением трансцедентальной сущности Корана является его виртуальный образ, актуализированный в речи пророка, кодифицированном списке Корана и, соответственно, во всех других копиях этой редакции.
В таком случае мы имеет дело с актуализацией текста суры «Марьям», зафиксированного в зеркальном отражении виртуального текста Корана. Отражение в зеркале геометрично, это означает что объект буквально выстраивается, подобно виртуальному тексту. При этом обратим внимание на то, что актуализация виртуального текста на минарете Джам осуществляется в спиралевидной форме.
Виртуально существующая сура Корана является источником для всех видов искусства. В особенности эта черта обнаруживается на тимуридской архитектуре, сплошь записанной фразами и сурами из Корана и сунны.
|