Исследование выполнено по Плану фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 г., тема № 1.1.1.2. Церковь Богородицы Заумской (1361) расположена на восточном берегу Охридского озера. Композиционное решение, декоративный вокабуляр, базовые типологические и морфологические параметры церкви отчетливо напоминают архитектуру Эпира и испытавшего его непосредственное влияние Охрида конца XIII — начала XIV в. С 1330-х гг. земли охридской архиепископии оказались в составе сербского государства, линия репрезентативной архитектуры сменилась маргинальным направлением, новым архитектурным центром становится округа Скопье, где в целой серии близких по решению вельможных задужбин актуализировались другие ориентиры и тенденции. В этом контексте появление Заумской церкви кажется весьма необычным и оправдывает предпринятые в историографии попытки пересмотра датировки памятника.
На основе результатов стилистического анализа мы полагаем, что Заумскую церковь следует рассматривать как пример целенаправленного обращения к значимым раннепалеологовским памятникам Охрида, конкретно — к церкви Богородицы Перивлепты.
Необходимость уточнения роли и места Заумской церкви как в локальной и региональной традиции, так и в широком контексте архитектуры Балкан конца XIII — XIV в, приводит к постановке концептуальной проблемы, касающейся сущности и конкретных проявлений ретроспективизма в поздневизантийском зодчестве. Ретроспективная тенденция прослеживается в воспроизведении более ранних решений и компилятивности поздневизантийской архитектуры, в ориентации на значимые образцы, выраженной в цитировании отдельных элементов, и крайне редко — в дословном повторении этих образцов. В этом ряду Заумская церковь представляется интересным примером воспроизведения раннего местного памятника, интерпретированного в русле актуальных стилистических тенденций.
|