Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.05.2022

Источник геометризма в искусстве и зодчестве. На примере нефигуративных изображений и древней архитектуры

Исследование востребовано в связи с выявлением нейрофизиологического влияния на процесс восприятия, осознания геометрических регулярных форм и воплощения правильных регулярных структур в изобразительном искусстве и зодчестве. Интерес представляет междисциплинарный обмен гипотезами, результатами и источниками в кругу интересов русскоязычной истории архитектуры и искусствоведения. Выдвинуто предположение о влиянии одного из стабильных источников использования геометрических мотивов на протяжении каменного и бронзового веков истории сосуществования изобразительного искусства и архитектуры. Составлена таблица примеров и аналогов. Кратко представлены стадии исследования от предположений до доказательства влияния зрительных иллюзий фосфенов и скотомы мигрени на возникновение геометрических образов овала (светового тоннеля), ромба, прямоугольника, веерной структуры, треугольника. Осмысление энтоптических видений и геометризованных изображений, созданных под их влиянием, происходило как осознание явления божества, пророческого видения, таинственного предсказания, намёка на покровительство и помощь в задуманном намерении созидательной деятельности. Обожествление зрительных видений, предположительно, повлияло на изображения и регулярные планы рукотворных святилищ кочевого и оседлого периодов каменного и бронзового веков в разных частях света и культурных сообществах. Геометрические формы отражают нейрофизиологическую структуру, являются свойственными и естественными порождениями человеческого мозга и реализуются в искусстве и зодчестве на разных стадиях и периодах развития.