Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.05.2022

Ордер в архитектуре городов южного побережья Балтики в XVI — начале XVII века: художественные особенности и символические интерпретации

Исследование выполнено по Плану фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 г., тема № 1.1.1.4.

В докладе рассматривается тема появления ордерной системы в зодчестве столичных городов южного побережья Балтийского моря в XVI — начале XVII века, а также особенности ее художественной и символической интерпретации. Проблематика северного Ренессанса представлена на  материале Кёнигсберга (Герцогская Пруссия, в наст. время Калининград, РФ) и Данцига (Королевская Пруссия, в наст. время Гданьск, Польша). После распада рыцарского и монашеского государства Тевтонского ордена в начале 1525 г. на две части — вассальное герцогство Пруссия и Королевская Пруссия, ставшая провинцией Польского королевства, в обеих столицах начинается ренессансный этап культурного развития. Одним из признаков наступления нового периода стало использование ордера, привнесенного архитекторами — выходцами из южных земель Германии и соседних стран, и странствующими мастерами из Нидерландов. Одним из первых примеров применения ордера в Кёнигсберге стало создание в 1532 г. Новых ворот в восточной части средневекового Кёнигсбергского замка (арх. Ф. Нусдорфер из Швейцарии) с характерным оформлением, восходящим к итальянским образцам. В дальнейшем ордерные формы будут использоваться в виде герм, фигуративных опор и т. д., нидерландскими мастерами, работавшими по заказу прусских герцогов. Ордерные формы в их интерпретации всегда несли значительную символико-аллегорическую нагрузку.

В Данциге к первым проявлениям Ренессанса относится оформление в 1552 г. неизвестными итальянскими мастерами южного фасада готического Дворца Братства святого Артура. Это единственный пример непосредственного участия итальянцев, которых заменили нидерландские мастера семейства ван ден Блоков, В. де Врис, К. Флорис, А. ван Обберген, построившие главные общественные сооружения Данцига конца XVI — начала XVII в. В основе каждой постройки лежала обширная аллегорическая программа. Ордер появился также в оформлении жилых домов Данцига, образцом служит «Золотой дом», построенный по заказу бургомистра И. Шпейманна.