В гигантском массиве исследовательских работ Селима Омаровича Хан-Магомедова отдельное место занимает армянская архитектура. С. О. Хан-Магомедов обращался к теме классической средневековой армянской архитектуры и к теме авангарда 1920-х годов, подчеркивая значимость работ армянских архитекторов, и особо выделяя творчество Микаела Мазманяна. М. Мазманян дважды - в конце 1920-х, после окончания архитектурного факультета ВХУТЕИНа, и в середине 1950-х, после ареста и ссылки (1937-1954 годы), входил в пространство армянской архитектуры, где доминировали классицистические принципы академика А.О. Таманяна – автора нового языка национальной архитектуры и генерального плана столицы Еревана. Мазманян в публикуемых статьях и в проектных работах находился в оппозиции к идеям Таманяна, начав с позиций модернизма дискуссию о развитии национальной архитектуры.
С. О. Хан-Магомедов считал, что теоретическую модель развития национальной архитектуры и ряд проектных решений М. Мазманяна и его соавторов К. Алабяна и Г. Кочара «…можно рассматривать как одну из первых (не только в советской, но и во всей мировой архитектуре) удачных попыток формирования современных национальных особенностей…». Очный профессиональный «спор» двух архитекторов (в жизни А. Таманян и М. Мазманян исключительно высоко ценили друг друга) закончился «победой» Таманяна, предопределённой Постановлением 1932 года. Мазманян был вынужден отказаться от своих принципов (что, однако, его не уберегло от репрессий). За последующие годы сталинского периода в языке армянской архитектуры и в генплане Еревана, прикрываясь именем Таманяна, его продолжателями были произведены характерные для тоталитарной архитектуры трансформации, исказившие национальный смысл его градостроительных решений. После возращения из лагеря Мазманян возглавил процесс проектирования генплана Еревана, возобновив дискуссию – уже в заочной форме - со своим великим коллегой. Новый генеральный план Еревана (был утверждён в 1971 году) целиком основывался на принципах модернизма, внеся радикальные изменения в развитие города. При этом Мазманян в концептуальных решениях плана вернулся к искаженным тоталитаризмом национальным идеям академика Таманяна.
|