Станцию московского метро «Лубянка» (1935) принято относить к ярким примерам наследия Н. А. Ладовского (подземные залы) и Д. Ф. Фридмана и И. И. Ловейко (вестибюль). Тем не менее, в опубликованных научных трудах даны довольно краткие сведения об архитектуре и судьбе станции. В докладе предлагается выстроить более развёрнутую картину возникновения и эволюции архитектурного облика станции, выявить неочевидные прежде параллели и согласования. Первый срез рассмотрения – реализованный проект 1935 г., его архитектонические отличия в сравнении с лондонскими станциями Л. Грина и Ч. Холдена. Второй срез – архитектура вестибюля станции в контексте сноса Китайгородской стены. Сравнение Воскресенских ворот и фасада вестибюля указывает на высокую степень их подобия, что позволяет нам предположить возможность намеренного цитирования. В свою очередь, это даёт нам право с осторожностью обратиться к теме осмысления недавних архитектурных утрат в довоенных постройках. Третий срез – реконструкция станции 1959 г. Замена объёмных решений плоскостным декором стала губительной для ряда архитектонических находок Ладовского. Часто указываемый как подлинный участок станции – наследие лишь этой реконструкции. Четвёртый срез – вопрос внутреннего конкурса (МетроГИПроТранс, 1967-1968 гг.) на архитектурную реконструкции станции. Вопрос уместности вариантов как частичного сохранения, так и полной реконструкции приходится оставить открытым. Развёрнутый обзор возникновения и эволюции архитектуры станции позволяет составить более точное представление о её «многослойном» образе, восстановить совокупное представление о подлинности и значении сохранившихся архитектурных элементов.
|