Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.03.2022

Ещё раз к архитектуре станции метро «Лубянка»

Станцию московского метро «Лубянка» (1935) принято относить к ярким примерам наследия Н. А. Ладовского (подземные залы) и Д. Ф. Фридмана и И. И. Ловейко (вестибюль). Тем не менее, в опубликованных научных трудах даны довольно краткие сведения об архитектуре и судьбе станции. В докладе предлагается выстроить более развёрнутую картину возникновения и эволюции архитектурного облика станции, выявить неочевидные прежде параллели и согласования.
 
Первый срез рассмотрения – реализованный проект 1935 г., его архитектонические отличия в сравнении с лондонскими станциями Л. Грина и Ч. Холдена.
 
Второй срез – архитектура вестибюля станции в контексте сноса Китайгородской стены. Сравнение Воскресенских ворот и фасада вестибюля указывает на высокую степень их подобия, что позволяет нам предположить возможность намеренного цитирования. В свою очередь, это даёт нам право с осторожностью обратиться к теме осмысления недавних архитектурных утрат в довоенных постройках.
 
Третий срез – реконструкция станции 1959 г. Замена объёмных решений плоскостным декором стала губительной для ряда архитектонических находок Ладовского. Часто указываемый как подлинный участок станции – наследие лишь этой реконструкции.
 
Четвёртый срез – вопрос внутреннего конкурса (МетроГИПроТранс, 1967-1968 гг.)  на архитектурную реконструкции станции. Вопрос уместности вариантов как частичного сохранения, так и полной реконструкции приходится оставить открытым.
 
Развёрнутый обзор возникновения и эволюции архитектуры станции позволяет составить более точное представление о её «многослойном» образе, восстановить совокупное представление о подлинности и значении сохранившихся архитектурных элементов.