Несмотря на множество исследований, посвященных архитектуре Московского метрополитена, пути появления пространственных и архитектурно-художественных решений станций первой очереди до сих пор остаются фактически неисследованными. Между тем, их анализ и сопоставление даже со станциями второй очереди свидетельствуют, что многие решения, использованные в станция первой очереди, в дальнейшем не воспроизводились. Другие решения, наоборот, получили более яркое выражение и стали привычными для архитектуры Московского метрополитена. Безусловно, материалы фонда Л.М. Кагановича, хранящиеся в РГАСПИ, не дают возможности осветить обозначенную проблему всесторонне, но среди них есть ряд уникальных документов, которые позволяют уточнить многие моменты и составить представление о том, какими именно проектировались станции первой очереди, чем руководствовались авторы этих проектов, почему и как были скорректированы первоначальные идеи и какие факторы оказались решающими при формировании привычного нам облика станций, открытых для пассажиров в мае 1935 г. (Публикация выполнена в рамках темы по Плану ФНИ РААСН и Минстроя России на 2022 год)
|