Делается попытка соотнести существование произведения архитектуры с жизненными циклами, сопряженными с обычаями и ритуалами, присущими традиционной культуре. Мир изменился, но многое в нем остается от прошлого и сохраняет свою действенность по инерции до сих пор. Новое строение «рождается» как неполноценное на первых порах и чуждое окружению. Его необходимо оформить, украсить и обжить. Постепенно оно «приживается», «набирает силу», «расцветает». Некоторые архитектурные объекты с годами становятся знаковыми, особо ценными, прославляющими свой город и страну. Им подражают как образцам - «родоначальникам». «Старение» таких зданий затормаживается заботами почитателей. Сакрализация устраняет власть времени. Другой вариант продления жизни здания – его модернизация, «омоложение». Обращение к архаическим воззрениям помогает различать смысл поверхностного поновления, «переодевания» сооружения и его коренной реконструкции, которую можно назвать «перерождением». А то, что отжило свой век, должно «умирать» - рушиться и исчезать с лица земли. Традиция требовала также уничтожать здания, в которых «завелась нечистая сила» и происходят несчастья. Осуществлялось и целенаправленное разрушение завоевателями культовых построек покоренных народов. Рассмотрение данной темы призвано помочь дифференциации разнокачественных архитектурных составляющих исторической городской среды, необходимой при ее современных преобразованиях.
(Публикация выполнена в рамках темы по Плану ФНИ РААСН и Минстроя России на 2022 год)
|