В настоящее время в мире в числе главных изменений в пространственном развитии расселения ясно читается тренд на создание компактного и здорового города, наряду с моделями сервисного, комфортного «зеленого», креативного, «умного» и социального города. Во многих стратегиях городского развития именно компактный город с высокой плотностью застройки и развитой транспортно-коммуникационной инфраструктурой представляется наиболее эффективной моделью устойчивого пространственного развития. Во Вьетнаме интенсивный территориальный рост городов и городского населения в ближайшие десятилетия становится ключевым фактором, определяющим градостроительную политику на национальном уровне. Для прогнозирования последствий этого процесса в городском планировании необходимо проанализировать особенности идущих трансформаций и определить проблемы и возможности их решений. В этой связи актуально очертить область выбора при разработке стратегий развития крупнейших городов Вьетнама (прежде всего, городов центрального подчинения Ханой, Хошимин, Дананг, Кантхо, Хайфон), приняв в качестве ориентира либо определенную модель пространственного развития либо модель-гибрид, сочетающую в себе характеристики нескольких моделей. Города во Вьетнаме исторически имеют очень плотную структуру застройки и концентрированную систему городского землепользования. Поэтому компактная городская модель является наиболее популярной и оценивается как эффективный инструмент для функционального зонирования, развития системы общественного транспорта, снижения риска безудержной застройки, вызывающей разрушение и утрату ландшафтных и культурных ресурсов в пригородах. Вместе с тем компактная городская модель имеет ряд негативных характеристик. В их числе: заторы на дорогах, загрязнение окружающей среды, высокие энергетические затраты, дефицит открытых городских пространств, риски больших разрушений при стихийных бедствиях (цунами, землетрясение, наводнение ид р.) Цeль исследования заключается в изучении перспектив адаптации модели компактного городского развития в городе Дананг, третьем по рангу городе Вьетнама. Рассмотрены как плюсы, так и минусы компактного пространственного развития, сформулированы системные подходы к реализации этой модели. В результате делается вывод, что сохранение и развитие планировочной компактности городов Вьетнама является эффективной стратегией их устойчивого развития.
|