Время 1950-х – 1960-х гг. представляется в мире эпохой плавного перехода между двумя всеобъемлющими глобальными культурологическими парадигмами – модернизмом и постмодернизмом. Предвестники и тенденции постмодернизма прослеживаются и в отечественной архитектуре того времени, о чем ярко свидетельствуют отдельные произведения различной типологии и масштаба, такие как: проект Дворца Советов А.В. Власова (1957-59), Финляндский вокзал в Ленинграде (1955-60), павильон «Радиоэлектроника» на ВДНХ в Москве (1959), Дворец искусств в Ташкенте (1962-64), Кремлевский Дворец Съездов (1959-61), город-курорт Пицунда (1958-67) и т.д. Практически параллельно одни из первых примеров постмодернистского построения архитектурного пространства проявляются и во многих сценах ряда художественных кинокартин, таких как: «Каин XVIII» (1963), «Последний жулик» (1966), «Старая старая сказка» (1968), «Старый знакомый» (1969). Новая архитектурная и предметно-пространственная среда в кино стала симбиозом отражения и переосмысления «большой» современной архитектуры, а также собственных существенных новаций художников-постановщиков в области формотворчества. Так, например, архитектурная среда в фильмах «Старая старая сказка», «Каин XVIII» художников сцены М. Азинян, И. Вусковича, В. Доррера, А. Векслера в определенной степени предвосхищают работы известного мэтра дизайна и архитектуры, постмодерниста А. Менднини, датируемые второй половиной 1970-х годов, при этом очевидно сходство в концептуальном конструировании смыслов и построении форм по линии «скрещивания» «старого и нового». А зеркальный объект из фильма «Старый знакомый» (1969) создан и построен для съемок в натуре Л. Шенгелия и Ф. Богуславским в том же году, что и идейно схожие графические работы в духе «бумажной архитектуры» из цикла Continuous Monument (1969-70) и прочие проекты итальянской архитектурной группы Superstudio. Данные концепты (А. Мендини и Superstudio) в области архитектуры и предметно-пространственной среды впоследствии были признаны в мире как знаковые и одни из определяющих произведений эпохи постмодернизма.
(Публикация выполнена в рамках темы из Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 год).
|