Предложено обратиться к моменту создания мастером проекта, формо- и смыслообразования. Даны результаты реконструкции творческого процесса, идущего по пути геометрических преобразований и трансформаций, и выявлены отдельные стадии (уплощение, разъятие, именование, борьба частей формы, уравновешивание). Процесс представлен как стабильное воспроизводство, циклическое повторение действий, оперирование смысловыми блоками – проектный ритуал. Геометрические формы сменяемы и разнообразны, но выделяются устойчивые наборы форм, излюбленные объекты в истории и мастера прошлого, с ними ведётся спор и диалог. Отмечены наплывы образов, обращения к разным областям образности (сказка, фольклор, античный миф, техника, механика), заимствование и переиначивание принципов и схем построения – «миграция» в архитектуре. Пространственные открытия «перекочёвывают» в объекты других архитекторов. Закономерный ход процесса нарушают инородные включения, случайные «вторжения» природных стихий (свет, воздух, вода), что связано с появлением пластических образов и неожиданных пространственных эффектов, нарушением и обретением гармонии. В докладе введён концепт – «перекати-поле» (дополнительный к делёзовскому – «ризома»), показывающий, как совершаются отрывы от традиционных основ, трансвременные переносы «семян-идей», фрагментов разных контекстов и схем пространственного устройства, без прямого наследования, их последующее укоренение на иной культурной почве – характерные для авангардного способа производства.
|