Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.02.2022

О смене парадигмы охраны историко-культурного наследия России

Действующая в России парадигма сохранения объектов культурного наследия, является (воспользовавшись толкованием термина «парадигма», приведенного в эл. ресурсе), общепринятой парадигмой, обладающей «образцовым методом» принятия решений, предлагаемых и принимаемых большим количеством специалистов, по вопросу сохранения и охраны объектов культурного наследия России. Парадигма закреплена федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 год) № 73-ФЗ.  

В самом названии закона определена основа парадигмы, ее матрица – это объекты культурного наследия, которых установлено три вида. Парадигма выстроена на принципе защиты этих объектов культурного наследия от порчи, разрушения и уничтожения, именно объектов, а не той естественной и аутентичной среды в которой эти объекты создавались и существовали на протяжении времен. Главный принцип защиты ОКН – это формирование зон охраны вокруг этих объектов, несмотря на то, что в законе четко сформулировано требование ст.34 п.1. «В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия…».

То есть, законом установлено требование, в соответствии с которым необходимо изначально устанавливать на сопряженной с объектом территории историческую среду, являющуюся неотъемлемой частью объекта, установив границу территории с этой средой. Только после этого следует приступать к обоснованию зон охраны ОКН. Однако это требование закона не выполняется. Но это только самая верхушка гигантского айсберга проблем, состоящего из наличия в ОКН такого вида как «Достопримечательные места», и невнятного градостроительного объекта, не получившего в законе четкого определения как «Исторические поселения». Эти два «объекта», которые должны были стать основополагающими в законе, прописаны скупо, не раскрыта их глубинная суть. Еще опаснее для сохранения ОКН и исторической среды (понятие этого термина в законе не раскрыто), введение в закон требования по формированию объединенных зон охраны, защитных зон и других обременений в условиях отсутствия полноценного реестра ОКН и полного отсутствия систематизации этих крупных территориальных объектов историко-культурного наследия.

(Публикация выполнена в рамках темы из Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 год).