Образ – это фундаментальное понятие архитектурной композиции, образная составляющая важна и в сферы работы с архитектурным наследием. в равной мере важна как в области реставрации, так и реконструкции. Об образе в архитектурном наследии часто говорят, но это не формализуется в нормативных документах. В искусстве это образ «духовного объективно-субъективного уникального мира, в котором жил художник в процессе создания данного произведения» (В.Бычков). В работе с наследием современный архитектор соучаствует в поддержании или разрушении этого уникального мира, созданного культурой прошлого. Такое неизбежно, поскольку наследие прошлого должно жить в современном мире.
Образ, содержимый в наследии, неформализуем, но сохраняется потребность как-то выразить смысл и значение образа, заключенного в памятнике, как его основной ценности. Следствием этого становится разработка методик, фиксирующих комплекс ряда отдельных качеств объекта наследия, совокупность которых должна в той или иной мере представить его как культурно значимое целое. Результатом становится документ, именуемый предметом охраны. Он помогает отчасти сохранить ценности наследия, отчасти удержаться от включения в его состав явно негативного. Но всегда остается поле для художественного произвола, для проявления воли современного мастера. Внимание к этой стороне дела является предметом настоящего сообщения. В докладе предлагаются примеры различной интерпретации норм предмета охраны, различной реализации той свободы, на которую не посягают эти нормы.
|