Проведение в нашей стране Года культурного наследия народов России побуждает к дополнительным размышлениям о масштабе и особенностях этого наследия, значительную часть которого составляет наследие архитектурное. Охватить его в одном исследовании, даже самом обзорном, можно лишь фрагментарно, с определенными хронологическими или географическими ограничениями, либо в ракурсе одной из многих проблем, связанных с его научной оценкой, каталогизацией или сохранением. Одной из таких проблем является раскрытие синтеза, соединения в архитектурном творчестве традиций Востока и Запада, что в Средние века проявлялось на обширной территории европейской части современной России. Результат этого синтеза частично отразился на последующем развитии зодчества отдельных регионов и, бесспорно, в характеристиках культурных ландшафтов, ценность которых в наши дни особенно велика.
На основе нескольких памятников средневековой архитектуры попробую представить результаты взаимодействия разных восточных и западных архитектурных традиций, идей, поразмышлять о характере творчества зодчих, работавших в городах Древней Руси, в Причерноморье и на Северном Кавказе с VI по XVI вв. Своеобразным синтезом идей были охвачены не только области, пограничные между территориями проживания разных этносов в Крыму, Дагестане, Поволжье и др. регионах, но и места с более единообразным развитием архитектуры, в которых по историческим причинам импортировались идеи из разных традиций, соединяясь между собой на новой почве. Ярким примером таких творческих центров являлись города Владимиро-Суздальского и др. княжеств Древней Руси.
(Публикация выполнена в рамках темы из Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 год).
|