Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.10.2021

Берлинский метрополитен: от истоков к современности

Берлинский метрополитен, ставший одним из самых удобных и эффективных европейских видов транспорта, функционирует вот уже более 100 лет. Этапы его развития неразрывно связаны со сложной судьбой города, отразившейся как на архитектурном убранстве станций, так и на структуре его сети. Изящные декорации первых станций, опор виадуков и входных ворот, выполненные главным архитектором берлинского метрополитена Альфредом Гренандером по мотивам господствующего югендстиля до 1913 года противопоставляются сдержанным неоклассическим вестибюлям и станциям, построенными в период между двумя мировыми войнами. Последующее разделение немецкой столицы способствовало образованию двух транспортных систем, связанных друг с другом общей историей, но обособленных друг от друга перспективами их развития.

  Объединение Берлина и последовавшая за этим «критическая реконструкция», возглавляемая Х. Штимманнном, дали мощный толчок к восстановлению не только архитектурного единства, но и транспортного сообщения. Стремление архитекторов к развитию столицы в рамках концепции «европейского города» способствовало строительству новых станций в сложнодоступных районах, разгрузке наземного транспорта и обеспечению доступности главных культурных достопримечательностей с целью оживления бывшего исторического центра – первостепенной задачи, стоявшей перед зодчими.