Рубеж XX и XXI веков – это время перехода от высокотехнологического, научного, логичного, информационного общества к другому обществу, которое называют по-разному – и психогенное общество, и «общество Мечты» (Р.Йенсен), и «общество Зрелищ» (Ги Дебор).
Актуальность исследования феномена визуальности связана с необходимостью выявления в общем потоке современной архитектуры особенностей ее развития под воздействием визуального поворота как общей междисциплинарной тенденции. В рамках этого поворота утверждается визуальная центричность культуры, которая является одним из ключевых аспектов глобализации мира. Результатом глобального распространения новых визуальных практик и культурным значением визуального поворота явилась смена самого способа осмысления механизма конструирования архитектурного образа.
Зрелищность достигается различными методами. В классической архитектуре она воплощалась в ансамблях, создаваемых для ритуалов, празднеств и парадов. Картинность архитектуры и сценичность действий создавали ту целостность, которая отличает архитектуру «больших стилей». В современном мире зрелищность иная, фрагментированная. Временные рамки раздвигаются, вбирая в себя наследие культуры прошлых эпох. В историю можно играть. Человек в городе попадает в различные пространственные ситуации, погружаясь в различные эпохи и испытывая при этом различные эмоции. Наиболее привлекательные места и объекты используются по-новому, в виде занимательной и удобной для восприятия истории. От каждого оригинала «отслаиваются» образы, заново объединяясь в некий псевдомир. Отслаиваемый образ при более детальном рассмотрении оказывается «товарным лицом» оригинального объекта или явления. Коллаж из этих слоев представляет собой уже новую версию истории культуры. Сюжетность архитектуры и возможность неожиданных переживаний, становится современной нормой.
|