В 1940 г. павильон Албании на колониальной выставке в Неаполе впервые предложил итальянское и фашистское прочтение прошлого этой балканской страны, подчеркнув культурные и географические причины в убедительной визуальной демонстрации: ее «римская» идентичность, ее расположение в 71 км от итальянского побережья и ее археологических сокровищ. На основе этого первого случая, в статье делается попытка подвергнуть сомнению природу художественных произведений, задуманных для этого идеологического проекта, проанализировать исторические дискурсы, созданные вокруг мифа о римской и фашистской Албании, и расшифровать визуальные стратегии, использованные в неаполитанском павильоне. Архитектурная структура этого павильона спроектирована дуэтом архитекторов Герардо Босио и Никколо Берарди, уже работавших в Эфиопии и в регионе о-вов Додеканес. В те же годы они участвовали в амбициозном проекте в Албании: построении зданий виале дель Империо, открытой в 1939 г. с целью придать городу Тиране новую фашистскую идентичность. Идеологическое измерение неаполитанского проекта и отсылки к архитектуре «заморских колоний», очевидно, проявляются в диалоге между рационализмом и академическими формами, а также в поисках рационального синтеза, где прошлое противостоит монументальному синтаксису настоящего, настаивая на об унитарности этих пространств. Les architectes italiens au service du fascisme colonial. Modèles et circulations du projet idéologique d’une Albanie «romaine » (1939-1941) Italian Architects at the Service of the Colonial Fascism. Models and Circulations of the Ideological Project of ‘Roman’ Albania (1939-1941) In 1940, the Albania Pavilion at the colonial exhibition in Naples proposed, for the first time, an Italian and Fascist reading of the past of this Balkan country, evoking cultural and geographical reasons in a suggestive visual display: its "Roman" identity, its location 71 km from the Italian coast, and its archaeological treasures. From this original case, the paper tries to question the nature of the artistic productions conceived for this ideological project, to analyze the historical discourses produced around the myth of the Roman and Fascist Albania and to decipher the visual strategies employed in the Neapolitan pavilion. The architectural structure of this pavilion is designed by a duo of architects, Gherardo Bosio and Niccolò Berardi, already active in Ethiopia and in the Dodecanese region. In the same years, they worked on an ambitious project in Albania: the realization of the viale dell'Impero’s buildings, inaugurated in 1939 to give the city of Tirana a new Fascist identity. The ideological dimension of the Neapolitan project and the references to the oltremare’s architecture seem to be manifested in the dialogue between rationalism and academic forms, and in the search for a rational synthesis, where the past confronts itself with the monumental syntax of the present, insisting on the unitary character of these spaces.
|