Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.09.2021

К вопросу об истоках стиля советской архитектуры 1930-х: венская школа и творчество Отто Вагнера. Andrey Barkhin. On the question of the origins of the style in the Soviet architecture of the 1930s: the Viennese school and the work of Otto Wagner

Мастерская:
Архитектурная мастерская Мамошина
ГИП ЗАО Проектный институт «Гипрокоммундортранс»
ЛенНИИПроект
Метрогипротранс
ООО "Платформа"
Сенаб-Проект
ЦНИИ Промзданий

Стилевые приемы стали в 1930-е годы явлением общемировой архитектурной моды, и источником вдохновения для мастеров были нередко новации 1910-х гг. Это влияние на стилистику ар-деко в мире и советскую архитектуру 1930-х оказали в том числе и проекты Отто Вагнера (1841–1918), юбилей которого также выпадает на 2021 год. В работах мастера и его учеников 1910-х можно заметить и различные геометризованные детали, и ребристые пилястры, и мотив башни с динамично установленной скульптурой – эта тема получит еще более эффектное развитие в творчестве Бориса Иофана. Венская архитектурная школа в 1910-е наметила два русла дальнейшего развития, усложненную и аскетичную вариацию стиля. Однако то, что в 1910-е годы было эстетической революцией, оказалось после катастрофы Первой мировой войны уже необходимостью, следствием экономических и идеологических обстоятельств. Так творчество венских мастеров 1910-х стало одним из источников для формирования стиля советской архитектуры 1930-х.
 
On the Question of the Origins of the Style of Soviet Architecture of the 1930s: the Viennese School and the Work of Otto Wagner
In the 1930s, stylistic techniques became a phenomenon of global architectural fashion, and the innovations of the 1910s were often a source of inspiration for the masters. That influence on the Art Deco style in the world and on Soviet architecture of the 1930s was exerted by the projects of Otto Wagner, whose anniversary also falls in 2021. In the works of the master and his students of the 1910s, one can notice various geometrized details, ribbed pilasters, and the motif of a tower with a dynamically installed sculpture – the theme would receive an even more effective development in the work of Boris Iofan. In the 1910s, the Vienna School of Architecture outlined two channels for further development, a complicated and ascetic variation of the style. However, what was an aesthetic revolution in the 1910s turned out to be a necessity after the catastrophe of the WWI, a consequence of the economic and ideological circumstances. So, the work of Viennese masters of the 1910s became one of the sources for Soviet architecture in the 1930s.