Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.09.2021

Пегиудис Никос. Архитектура и политика или архитектура как политика? Случай ранних творческих лет Константина Доксиадиса. Nikos Pegioudis. Architecture and Politics or Architecture as Politics? The case of Konstantinos Doxiadis’ early career (1936-1941)

Константинос Доксиадис (1914-1975) был одним из самых известных послевоенных греческих архитекторов и градостроителей. Его успешный офис (Doxiadis Associates) занимался изучением и проектированием нового городского планирования, в основном, для постколониальных развивающихся стран от Ирака до Ганы. Хотя интерес исследователей к этой деятельности Doxiadis Associates растет, ранняя карьера архитектора менее подробно задокументирована и проанализирована.

Доксиадис окончил Афинский национальный технический университет в 1935 г. и получил ученую степень в Берлинском техническом университете в 1936 г. Он прибыл в Берлин в эпоху Третьего рейха в 1936 г., и сразу постарался выстроить сеть профессиональных контактов, в которую вошли архитекторы-модернисты, археологи-античники и градостроители. По возвращении в Грецию он был назначен главой незадолго перед тем созданного диктаторским режимом Ионанниса Метаксаса Департамента городского планирования Афин.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы вписать немецкий опыт Доксиадиса в более широкий контекст германо-греческого культурного/научного трансфере 1930-х и начала 1940-х гг., исследуя социо-культурные события, личные связи и стратегические политико-идеологические или профессиональные устремления, определявшие трансляцию идей и опыта. В центре внимания находятся отношения архитекторов с властью, особенно принятие молодыми архитекторами неоднозначной гибридной профессиональной идентичности (архитектор, как инженер и градостроитель), которая была популярна в авангардных кругах в 1920-х гг., но сохранялась в радикально изменившемся политическом климате 1930-х и 1940-х гг. Эта гибридная идентичность расширяла и одновременно размывала границы деятельности архитекторов, превращая их в экспертов по бесчисленным социальным, культурным и технологическим вопросам – такая самооценка соответствовала планам радикальных реформ режимов Германии и Греции, по сути именно она сформировала идею современной архитектуры.
 
 
Architecture and Politics or Architecture as Politics? The Case of Konstantinos Doxiadis’ Early Career (1936-1941)
Konstantinos Doxiadis (1914-1975) was one of the most renowned post-war Greek architects and urban planners with his successful office (Doxiadis Associates) undertaking the study and design of new urban plans mainly in post-colonial developing countries from Iraq to Ghana. Whilst scholarly interest in these activities of Doxiadis Associates is on the surge, his early career is less adequately documented and analyzed.

Doxiadis graduated from the National Technical University of Athens in 1935 and he received a PhD from the Technical University of Berlin in 1936. He arrived in Third Reich Berlin in 1936 immediately seeking to establish a network of professional contacts to which belonged modernist architects, classical archaeologists and urban planners. Upon his return to Greece, he was appointed Chief Officer of the newly founded (by Ionannis Metaxas’ dictatorial regime) Town Planning Department of Athens.

This paper aims to inscribe Doxiadis’ German experience into the wider context of the German-Greek cultural/scientific transfer in the 1930’s and early 1940s, following the socio-cultural events, personal networks and strategic politico-ideological or professional aspirations that determined this transfer. At stake in this investigation is the relationship of architects with power, particularly the adoption by young architects of an ambiguous, hybrid professional identity (the architect as an engineer and urban planner) which was popularized in avant-garde circles during the 1920s but persisted in the radically changed political climate of the 1930s and 1940s. This hybrid identity broadened and simultaneously blurred the fields of the architects’ jurisdiction presenting them as experts in countless social, cultural and technological issues – a self-image that was in line with the radical reform plans of the regimes in both Germany and Greece and which essentially shaped the idea of modern architecture.