23 апреля 1932 г. ЦК издал судьбоносное Постановление «О перестройке ЛИТУДОРГ». С тех пор исследователи полагали, что не только архитектура авангарда, включая конструктивизм и рационализм, попала под ограничения, но одновременно был навязан новый всеобщий исторический стиль. Такое предположение противоречит не только примерам построения модернистской архитектуры в 1930-х гг., но и явно не учитывает заявление Кагановича, сделанное в 1934 г., что «мы не собираемся навязывать стиль по указу». Основное внимание в статье будет уделено воплощению «сталинских» проектов - Дворцу Советов Иофана – с целью продемонстрировать, что, начиная с его версии дворца 1934 г., все последующие варианты смело отражали супрематистскую архитектонику Малевича. Более того, в докладе будет показано, что, в конечном счете, Иофан использовал опыт работы с Дворцом Советов для построения собственного стиля, в равной степени присутствующего в его конкурсной работе для Народного комиссариата тяжелой промышленности 1934 г., советском павильоне 1937 г. в Париже, а также в его проекте павильона станции метро «Бауманская» (проект 1938 г., завершен в 1944 г.) и, наконец, в советском павильоне 1939 г. в Нью-Йорке, – все это составляет картину альтернативной модернистской архитектуре в СССР. Boris Iofan's Ultimate Style: a Tribute to Kazimir Malevich On 23 April 1932, the Central Committee issued the fateful Postanovlenie “O Perestrojke LITHUDORG”. Since then, scholars have commonly assumed that not only the architecture of the avant-gardes, such as Constructivism and Rationalism, were curtailed, but that a new, overarching historicist style was imposed. Such assumptions contradict not only the evidence that modern architecture was built down the 1930s, but clearly overlooks Kaganovich's assertion, in 1934, that "we are not going to impose a style by decree." The paper will focus on the epitome of "Stalinist" projects – Iofan's Palace of Soviets – to demonstrate that, starting with his 1934 version of the Palace, all the variants that followed reflected boldly Malevich's Suprematist Arhitektony. What is more, the paper will show that, ultimately, Iofan used his experience with the Palace of the Soviets to forge his own personal style, equally present in his competition entry for the 1934 People's Commissariat of Heavy Industry; his 1937 Soviet Pavilion in Paris; as well as his 1938 entry for the “Baumanskaja” Metro station (completed in 1944); and, finally, his 1939 Soviet Pavilion in New York – all concluding the saga of an alternative Modern Architecture in the U.S.S.R.
|