1920-1930-е годы - время исключительно противоречивое для СССР с точки зрения культурной политики в целом, и вопросов архитектуры в частности. С одной стороны, необходимость пропаганды нового мира, возникшего на руинах старой империи, заставляла максимально противопоставлять мировую и локальную практику. С другой стороны, отток квалифицированных кадров и ряд насущных вопросов в области градостроительства архитектуры вынуждал вербовать иностранных специалистов и возвращать потенциально полезных профессионалов. Русские архитекторы, недавно эмигрировавшие из России, также находились в тяжелой ситуации, что было обусловлено серьезной конкуренцией, проблемами социальной адаптации, наконец, тяжестью морального выбора дальнейшего пути. В этих условиях, особенно под воздействием усилившейся в 1930-е годы советской пропаганды, некоторые эмигранты всерьез задумывались о возвращении. На примере творчества выдающегося английского зодчего Бертольда Любеткина в докладе будет предпринята попытка разобраться в специфике социальных, культурных, политических, экономических обстоятельств, в которых оказывались русские архитекторы и художники, работавшие в Западной Европе в 1920-1930-е годы. Between the U.S.S.R. and the West: Russian Architects and Western European Architectural Scene Conditions in the 1920-1930-s: The Example of Berthold Lubetkin The 1920s-1930s were an extremely contradictory time for the U.S.S.R., from the point of view of cultural policy in general, and issues of architecture, in particular. On one hand, the need to propagandize the new world that arose on the ruins of the old empire forced to contrast international and local practice as much as possible. On the other hand, the outflow of qualified personnel and a number of pressing issues in the field of urban planning and architecture forced the recruitment of foreign specialists and the return of potentially useful professionals. Russian architects who had recently emigrated from Russia were also in a difficult situation, which was due to serious competition, problems of social adaptation, and, finally, the severity of the moral choice of the future path. Under those conditions, especially under the influence of the intensified Soviet propaganda in the 1930s, some emigrants seriously considered returning back to Russia. On the example of outstanding English architect Berthold Lubetkin, the report will be an attempt to understand the specifics of the social, cultural, political, and economic circumstances in which Russian architects and artists worked in Western Europe in the 1920s-1930s.
|