Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.09.2021

Пражские русские архитекторы-эмигранты и их деятельность в контексте межвоенной Европы: вопреки временам и режимам. Julia Jancharkova, Svetlana Levoshko. «Prague generation» of Russian architects in the context of the interwar European architecture

Юлия Янчаркова

Октябрьская революция 1917 года и Гражданская война в России способствовали эмиграции большого количества людей с территорий бывшей Российской империи. В 1920-х годах столицу Чехословакии буквально наводнили беженцы, среди которых было много студентов и профессоров. По причине высокой доли научной интеллигенции в эмигрантской среде Прагу называли «Русским Оксфордом». Прага стала одним из значительных в Европе центров архитектурной деятельности эмигрантов. Поколение архитекторов, прибывших из Российской империи, получило образование в чешских учебных заведениях, благодаря «Русской акции помощи» - первой в мире широкой гуманитарной программе чехословацкого правительства в поддержку беженцев, начатой в 1921 году, и столетие которой отмечается в этом году.

Архитектура Чехословакии переживала в период Первой республики свой «золотой век». Страна в 1920-1930-х годах была признанным в Европе архитектурным центром, через который прошли все европейские «пути архитектуры». Авангардно настроенные местные мастера оказали решающее влияние на формирование архитектурно-художественного мировоззрения студенческой молодежи, эмигрантов из России в том числе.  Дипломные работы более 6о выпускников Чешского высшего технического училища – русских, украинцев, белорусов и др. - свидетельствуют о поисках в области современной архитектуры и о воспринятом ими функционализме. Коллеги из Чехословакии с большим интересом следили за архитектурными экспериментами 1920-х годов в Советской России, и были разочарованы поворотом к неоклассике в 1932 году.  С полемической статьей в их адрес выступил в 1938 году архитектор Л. С. Лада-Якушевич. Настойчивое отстаивание «левой» архитектуры он расценил как «консерватизм» и «провинциализм» чехов, противопоставляя им «последние достижения передовых культурных стран», продемонстрированные на Парижской выставке 1937 года. После установления дипломатических отношений между СССР и ЧСР, во второй половине 1930 годов, стала развиваться практика взаимных поездок архитекторов с целью культурного и профессионального обмена. Молодым российским специалистам-эмигрантам пришлось реализовывать себя в условиях мирового кризиса, начавшегося в 1929 году, в ситуации жесткой конкуренции на местном рынке труда и в тени местной профессиональной элиты. В силу военно-политических и экономических причин высокий потенциал этого поколения не был реализован в полной мере. Авторы представят в докладе их деятельность, рассмотрят ее в контексте места и времени, и в связи с архитектурой в СССР. 
 
Russian Immigrant Architects in Prague and Their Activity in the Context of the Interwar Europe: A Journey Through Changing Regimes and Turbulent Times
The October Revolution of 1917 and the subsequent Civil War in Russia contributed to the emigration of a large number of people from the territories of the former Russian Empire. In the 1920s, refugees flooded the capital of Czechoslovakia; there were many students and professors among them. Due to the high share of the scientific intelligentsia amongst the Russian émigré population, Prague was called the ‘Russian Oxford’. Hence, Prague became an important center of architectural activity for Russian emigrants in Europe. The new generation of architects, who arrived from the Russian Empire, was largely educated at Czech educational institutions thanks to the ‘Russian Aid Action’, the world's first wide humanitarian program of the Czechoslovak government in support of refugees, launched in 1921. This year marks its centenary.

The architecture of Czechoslovakia experienced its ‘golden age’ during the First Republic. In the 1920s and 1930s, it was a recognized architectural center in Europe, through which all European ‘paths of architecture’ passed. Avant-garde minded local masters had a decisive influence on the formation of the architectural and artistic worldview of student youth, particularly emigrants from Russia. An analysis of 60 graduate theses at the Czech Higher Technical School from Russians, Ukrainians, and Belarusians, testifies to a renewed interest in modern architecture and functionalism.

Colleagues from Czechoslovakia followed in the architectural experiments of the 1920s in Soviet Russia with great interest; and they were disappointed with its turn to Neoclassical architecture in 1932. A critical article was addressed to them by architect L.S. Lada-Yakushevich in 1938. He regarded the persistent defense of the ‘leftist’ architecture as ‘conservatism’ and ‘traditionalism’ of the Czech people, contrasting them with “the latest achievements of advanced cultural countries” demonstrated at the Paris Exhibition of 1937. After the establishment of diplomatic relations between the U.S.S.R. and Czechoslovakia in the second half of 1930, professional and cultural exchanges began to expand rapidly.

Young Russian emigrant specialists had to overcome the 1929 global crisis, under the backdrop of fierce competition in the local labour market while under the shadow of the local professional elite. For military-political and economic reasons, the high potential of that generation was not realized in full scale. The authors will present a detailed description of the subject matter, analyzed in conjunction with the architectural tendencies during different periods of the U.S.S.R.