Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.09.2021

Чекканти Костантино. Иван Рерберг – архитектор и инженер. Взгляд из России на тосканский классицизм. Costantino Ceccanti. Ivan Rerberg: architect and engineer. A glimpse of Tuscan Neoclassicism from Russia

Иван Иванович Рерберг (1869-1932) – один из русских архитекторов, имевших тесные связи с Италией. Имевший военное прошлое (Московское кадетское училище) и техническое образование (в 1896 г. окончил Петербургскую военно-инженерную академию), он, сын железнодорожного инженера Ивана Федоровича Рерберга, принадлежал к группе профессионалов, подготовленных в последние десятилетия царской России, а затем получивших возможность работать и достичь высшей точки карьеры в первые годы нового советского режима. У Ивана Рерберга были особые отношения с Тосканой: его знакомство с неоклассической архитектурой Великого Герцогства родилось не столько из непосредственных впечатлений, которые, безусловно, существовали, сколько из поездки, предпринятой на выставки в Риме и Турине в 1911 г., и еще больше из интереса, проявленного его братом-художником Федором Ивановичем Рербергом (1865-1938) и общения с Владимиром Алексеевичем Щуко (1878-1939), автором русских павильонов в Риме и Турине. Именно в этом пьемонтском городе Щуко, посетивший Тоскану в 1905 г., частично реконструировал изначально новаторскую лестницу, которую Козимо Росси Мелокки (1758-1820), заместитель директора Уффици с 1770 г., построил на вилле Пуччини в Скорнио, недалеко от Пистойя. В московском здании Елизаветинской женской гимназии в Большом Казенном переулке Иван Рерберг безупречно воспроизвел пистойский образец, даже добавив детали, которые Щуко упустил; это показывает, что Рерберг, должен был видеть оригинал. И павильон в Турине, который также содержит отсылки к Цистерноне Паскуале Почьянти (1774-1858), и Елизаветинская женская гимназия, здания, задуманные как символы братства между двумя народами, являются осязаемым свидетельством того, как даже в начале 20-го в. не угасал интерес россиян к итальянской архитектуре.
 
Ivan Rerberg, architetto e ingegnere: dalla Russia uno sguardo sul Neoclassicismo Toscano
Ivan Rerberg, architect and engineer. A glimpse of Tuscan Neoclassicism from Russia
Ivan Ivanovich Rerberg (1869-1932) is one of the Russian architects who had close ties with Italy. With a military background - having attended the Moscow Cadet School - and a technical education, having graduated from the St. Petersburg Military Academy of Engineering in 1896, he - son of the railway engineer Ivan Fedorovich Rerberg – belonged to the group of professionals who trained in the last decades of Tsarist Russia and then had the opportunity to work and reach the highest point of their careers in the early years of the new Soviet regime. Ivan Rerberg had a special relationship with Tuscany: His familiarity with the neoclassical architecture of the Granducato was born not so much from direct acquaintance, which there was in any case, as from a trip undertaken on the occasion of the Rome and Turin Exhibitions in 1911, but rather from the interest developed by his brother painter Fedor Ivanovich Rerberg (1865-1938) and his acquaintance with Vladimir Alekseevich Schuko (1878- 1939), author of the Russian pavilions in Rome and Turin. It was in the Piedmontese city that Schuko - who had visited Tuscany in 1905 - reconstructed, partially faithfully, the visionary staircase that Cosimo Rossi Melocchi (1758-1820), deputy director of the Uffizi from 1770, built at Villa Puccini in Scornio, near Pistoia. In a Moscow building, the Elizabethan Women’s Gymnasium of Bolshoi Kazenny Pereulok, Ivan Rerberg replicated the Pistoian example impeccably, even adding details that Schuko had omitted, showing how Rerberg himself must have been familiar with the original example. Both the pavilion in Turin, which also contains references to Pasquale Poccianti’s Cisternone (1774-1858), and the Elizabethan Girls’ Gymnasium, buildings conceived as symbols of brotherhood between the two nations, are tangible evidence of how, even in the early 20th century, Russian interest in Italian architecture was far from over.