Доклад посвящен книге «Борис Иофан. До и после Дворца Советов. Берлин: DOM publishers, 2019». Борис Иофан широко известен как автор проекта знаменитого Дворца Советов. Однако в своем творчестве архитектор не ограничивался доминирующим в то время стилевым направлением модернизированного неоклассицизма. Можно с уверенностью говорить о том, что архитектурный язык Бориса Иофана менялся и развивался на протяжении всей его жизни, от ранних итальянских проектов, тяготеющих к традиции и ордерной архитектуре, через свое личное переосмысление авангарда к пластической выразительности и монументальности 1930-х и, наконец, до новаций в применении бетонных панелей в строительстве жилых домов 1960-1970- х годов.
Архитектор шёл путём поиска универсального художественного языка, сочетавшего в себе освоение исторического опыта, поиски новых форм, тектоническую логику геометризированных деталей, пластическую выразительность композиционных построений, взаимодействие с живописными и скульптурными включениями, апелляцию к эмоциональному восприятию зрителя. В его постройках получил рождение новый путь взаимодействия и согласования традиции и новаторства в поисках индивидуального стиля. Борис Иофан искал идеальное созвучие современности в архитектуре, способной с достаточной выразительностью говорить о своём времени как об эпохе.
В монографии представлены архивные фотографии, чертежи и эскизы из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева, которые помогут проследить за взлетами и падениями творческого пути легендарного архитектора на протяжении почти шести десятилетий.
В издание также вошли статьи международных экспертов: архитектора, профессора Миланского технического университета Алессандро де Маджистриса и архитектора и историка архитектуры Федерики Патти. Тексты изданы в переводе историка искусства Анны Вяземцевой.
Материалы, посвященные последнему периоду творчества Бориса Иофана, подготовлены при участии главного научного сотрудника отдела хранения архитектурно-графических фондов XX-XXI вв. Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елены Желудковой. Boris Iofan. Architect Behind the Palace of Soviets The paper is dedicated to the story of the book ‘Boris Iofan. Architect Behind the Palace of Soviets’. Berlin: DOM Publishers, 2019. Boris Iofan is well-known as the author of the project of the famous Palace of Soviets. However, in his work, the architect did not confine himself to the dominant style of modernized Neoclassicism of that time. We can say that the architectural language of Boris Iofan was transformed and developed throughout his life, from early Italian projects gravitating towards tradition, through his personal reconsideration of avant-garde to the plastic expressiveness and monumentality of the 1930s and, finally, before innovations in the use of concrete panels in the construction of residential buildings in the 1960s and 1970s. The architect went through the search for a universal artistic language that combined the development of historical experience, the search for new forms, the tectonic logic of geometrized details, the plastic expressiveness of compositional constructions, the interaction with pictorial and sculptural inclusions, and an appeal to the emotional perception of the viewer. In his projects, a new way of interaction and reconciliation of tradition and innovation was born in search for an individual style. Boris Iofan was looking for the ideal consonance of modernity in architecture, capable of speaking with sufficient expressiveness about his time as a certain era.
The monograph contains archival photographs, drawings and sketches from the collection of the Schusev State Museum of Architecture; it will help to trace the ups and downs of the creative path of the legendary architect for almost six decades.
The publication also includes articles by international experts: architect, Professor of the Technical University of Milan, Alessandro de Magistris, and architect and architectural historian Federica Patti. The texts were published in translation by the art historian Anna Vyazemtseva.
Materials devoted to the last period of Boris Iofan's work were prepared with the participation of the Chief Researcher of the Schusev State Museum of Architecture Elena Zheludkova.
|